Лалибела

ЛАЛИБЕЛА

Лалибела — одно из святейших мест Эфиопии, построенное в 12 веке. Город Лалибела, ранее известный как Роха, назван в честь одного из правителей Эфиопии, короля Лалибелы (1181-1221), члена династии Загве. Лалибела известен одиннадцатью поразительными церквями, высеченными из цельной скалы. Построенные в двенадцатом веке, они до сих пор находятся в отличном состоянии. Большинство считают их восьмым чудом света и одним из объектов всемирного наследия, внесенных в список ЮНЕСКО.

Известные многим церкви Лалибелы высечены из скалы, на которой они стоят. Некоторые почти полностью скрыты в глубоких траншеях, а другие стоят в открытых вырытых пещерах. Все они соединены сложным лабиринтом из туннелей и узких проходов.

Вам стоит посетить все церкв Лалибелы до единой, особенно во время колоритных христианских праздников в Эфиопии: Генна, эфиопское Рождество (7 января) и Тимкат, Крещение (19 января).

Лалибела находится на севере Эфиопии, примерно в 800 километрах к северу от Аддис-Абебы и на полпути к горе Роха. Легенда гласит, что однажды мать Лалибелы увидела его счастливо лежащим в колыбели в окружении густого роя пчел. Полагая, что пчелы могут предсказывать будущее, она назвала своего сына «Лалибела», что на языке агау означает «пчела признает свою власть править».

Старший брат Лалибелы Харбай, правящий в то время монарх, очевидно, был встревожен этой новостью и предпринял безуспешную попытку убить своего брата. Гонения продолжались несколько лет, их кульминацией стал смертельный яд, повергший юного принца в трехдневную кому. Во время трехдневного оцепенения Лалибела был перенесен ангелами на небеса, где Бог повелел ему вернуться в Роху и строить церкви, не сравнимые ни с чем по своей красоте. После того, как Лалибела очнулся, он был коронован как король, вскоре он собрал местных мастеров и начал строить церкви.

Другая легенда гласит, что Лалибела посетил Иерусалим и поклялся построить новый подобный город в качестве своей столицы в ответ на захват старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Скальные церкви, хотя и соединены друг с другом лабиринтными туннелями, разделены небольшой рекой Иордан. Церкви по одну сторону Иордана представляют собой земной Иерусалим; тогда как те, что с другой стороны, представляют небесный Иерусалим, город драгоценностей и золотых троп, про который говорится в Библии.


ЦЕРКВИ ЛАЛИБЕЛЫ

Церкви высечены из мягкой вулканической породы, некоторые находятся прямо в скале, а другие представляют собой изолированные сооружения в глубоко выкопанных ямах с длинными проходами или траншеями. Самые ранние резные памятники, возможно, не были церквями, но в 10-м и 11-м веках нашей эры были созданы сложные церкви разных стилей, у каждого были свои архитектурные особенности, которые, по мнению ученых, возникли в древнем Аксуме, процветавшим еще 800 лет назад. Лучшими образцами являются трехнефные или пятинефные базилики, вырезанные внутри и снаружи, с оконными проемами, а также с подробным геометрическим орнаментом.

Король Лалибела руководил окончательным расширением церковного комплекса. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать место паломничества в Эфиопии в качестве альтернативы Иерусалиму, который был захвачен в начале правления короля мусульманином Салах-ад-Дином (известным на Западе как Саладин). Это отражено в местных географических названиях, таких как «Церковь Голгофы» (теперь в ней находится предполагаемая гробница царя Лалибелы), «Йорданос» (Иордан) для сезонной реки, протекающей через весь комплекс, и близлежащий холм под названием «Дебра Зейт». (имеется в виду Елеонская гора).

Самая известная из церквей в Лалибеле - Бета Гиоргис (Дом Святого Георгия). Она не является частью взаимосвязанного комплекса, а стоит отдельно на цоколе в прямоугольном котловане глубиной 11 метров с траншеей длиной 30 метров. У нее несквозные нижние окна, выполненные в аксумском стиле, а расположенные выше окна открыты и, если смотреть снаружи, они будут располагаться в центре каждой стороны церкви.